МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ УБЫТКОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ ФОНДОМ ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ

1 Июл
Статья освещает вопросы международного механизма компенсации убытков за загрязнение морской окружающей среды нефтью с судов. В статье проведен анализ положений Конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года и условий их применения и Конвенции о создании Международного дополнительного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 2003 года.

Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года (далее – Конвенция о Фонде), которая ранее именовалась Международной конвенцией о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года, является дополнением к Международной конвенции о гражданской ответственности за вред от загрязнения нефтью 1992 г. (далее Конвенция об ответственности 1992 г.). Вместе эти две Конвенции (об ответственности 1992 года и о Фонде) образуют так называемый двухступенчатый международно-правовой режим ответственности и компенсации за ущерб от загрязнения нефтью с судов [1].
Первоначально Конвенция о Фонде была разработана под эгидой ИМО и принята в 1971 г. Основной целью Конвенции о Фонде было создание денежного фонда, который формировался бы за счет взносов получателей перевозимой морем нефти, для наиболее полного обеспечения возмещения ущерба
потерпевшим от загрязнения нефтью. Сформированный денежный фонд направляется Фондом на выплату компенсаций лицам, понесшим ущерб от загрязнения, если они не смогли получить достаточного возмещения по Конвенции об ответственности 1992 г. Следует отметить, что все упомянутые документы, связанные с выплатой компенсаций касаются загрязнения моря нефтью с судов, перевозимой в качестве груза.
В 1976 г. Конвенция о Фонде была изменена Протоколом. Изменения были вызваны необходимостью приведения в соответствие с Конвенцией об ответственности, в которую были внесены поправки относительно изменения денежных единиц. Так, Протоколом 1976 г. к Конвенции об ответственности и Протоколом 1976 г. к Конвенции о Фонде франки заменили на «расчётную единицу» или «валютную единицу» Международного валютного Фонда.
В 1984 г. к Конвенции о Фонде был принят Протокол об ее изменении, принятие которого было также вызвано необходимостью приведения в соответствие с Протоколом 1984 г. к Конвенции об ответственности 1969 г. В связи с тем, что Протокол 1984 г. к Конвенции об ответственности 1969 г. так и не вступил в силу, то и Протокол 1984 г. к Конвенции о Фонде также не вступил в силу. Оба указанных Протокола уже никогда не вступят в силу.
В 1992 г. к Конвенции о Фонде был принят следующий Протокол, который вступил в силу в 1996 г.
В соответствии с положениями Протокола 1992 г. Конвенция о Фонде, измененная Протоколом 1992 г., в дальнейшем именуется Международной конвенцией о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года. Конвенция о Фонде, измененная Протоколом 1992 г., установила современный международно-правовой режим компенсации ущерба от загрязнения нефтью, расширила географическую сферу применения и увеличила максимальную сумму компенсации, уплачиваемую Фондом, включая компенсацию, уплачиваемую собственником судна или его страховщиком. По состоянию на 2012 год участниками Конвенции о Фонде 1992 года являются 109 государств.
Сфера применения конвенции. Конвенция о Фонде 1992 года применяется исключительно к ущербу от загрязнения, причиненному:
1. на территории государства-участника конвенции, включая его территориальное море,
2. в исключительной экономической зоне государства-участника конвенции, установленной в соответствии с международным правом, либо, если государство-участник конвенции не установило такую зону, в районе, находящемся за пределами и прилегающем к территориальному морю этого государства, установленном этим государством в соответствии с международным правом и простирающемся не более чем на 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина его территориального моря;
3. к предупредительным мерам, предпринятым для предотвращения или уменьшения такого ущерба, где бы они ни предпринимались.
Компенсация. Фонд обязан выплатить компенсацию любому лицу, понесшему ущерб от загрязнения, если такое лицо не могло получить полное и
достаточное возмещение ущерба на основании Конвенции об ответственности 1992 года вследствие того, что:
1. Конвенция об ответственности 1992 года не предусматривает никакой ответственности за этот ущерб;
2. собственник судна, ответственный за ущерб в силу Конвенции об ответственности 1992 года, несостоятелен в финансовом отношении и не может
выполнить полностью свои обязательства, а любое финансовое обеспечение, которое может быть предоставлено, не покрывает этого ущерба или недостаточно для удовлетворения требований о его возмещении; собственник судна считается несостоятельным в финансовом отношении, а финансовое обеспечение — недостаточным, если лицо, понесшее ущерб, не может получить полное удовлетворение в сумме возмещения, причитающегося в силу Конвенции об ответственности, после того как оно предприняло все разумные меры для использования предоставленных ему средств судебной защиты; или
3. ущерб превышает предел ответственности собственника судна, предусмотренный Конвенцией об ответственности 1992 года.
Разумные расходы и пожертвования, произведенные собственником судна добровольно с целью предотвратить или уменьшить ущерб от загрязнения,
признаются ущербом от загрязнения.
Все требования о компенсации за загрязнение нефтью можно разделить на пять видов. Это требования возместить:
– имущественный ущерб,
– расходы по очистке моря и берега,
– экономические потери рыбаков или лиц, занятых в морехозяйстве,
– экономические потери в секторе туризма,
– затраты на восстановление окружающей среды.
Лицо, заявляющее требование о компенсации, должно доказать, что ущерб вызванный инцидентом, который повлек загрязнение моря или берега нефтью, привел к реальному материальному ущербу. Заявитель должен предоставить расчет ущерба на основании соответствующих доказательств.
Фонд, как правило, в сотрудничестве со страховщиком судовладельца, обычно назначают экспертов для контроля за операциями по очистке моря и берега, для исследования существа претензии и для составления независимой оценки размера ущерба.
Фонд освобождается об обязанности выплачивать компенсацию если:
1. он докажет, что ущерб от загрязнения явился результатом военных действий, враждебных действий, гражданской войны или восстания, либо был причинен вследствие утечки или слива из военного корабля или иного судна, принадлежащего государству или используемого им во время инцидента только для правительственной некоммерческой службы; или
2. истец не докажет, что ущерб явился следствием инцидента, к которому были причастны одно или несколько судов.
Если Фонд докажет, что ущерб от загрязнения явился полностью или частично результатом действия или бездействия лица, потерпевшего ущерб, совершенного с намерением причинить ущерб, либо возник вследствие небрежности такого лица, Фонд может быть полностью или частично освобожден от обязанности выплатить компенсацию такому лицу. Во всяком случае, Фонд освобождается от этой обязанности в такой мере, в какой собственник судна может быть освобожден от ответственности на основании Конвенции об ответственности 1992 года. Однако такое освобождение Фонда от ответственности не распространяется на предупредительные меры.
Общая сумма компенсации, выплачиваемой Фондом в отношении какого-либо одного инцидента, ограничивается таким образом, чтобы совокупность
этой суммы и суммы компенсации, фактически выплаченной на основании Конвенции об ответственности 1992 г. за ущерб от загрязнения, не превышала 203 миллиона расчетных единиц [2].
Когда имеются три участника Конвенции о Фонде, в отношении которых общее соответствующее количество облагаемой нефти, полученной лицами на
территории таких участников в течение предшествующего календарного года, равно или превышает 600 миллионов тонн, то максимальная сумма компенсации составляет 300 миллионов 740 расчетных единиц в отношении любого инцидента, происшедшего в течение любого периода.
Выплата компенсации производится в национальной валюте пострадавшей стороны на основе стоимости этой валюты в единицах «специального права
заимствования» МВФ на дату решения Фонда в отношении выплаты компенсации.
В том случае, когда сумма доказанных требований, предъявляемых к Фонду, превышает общую сумму компенсации, выплачиваемой на основании Конвенции о Фонде, то имеющаяся сумма распределяется таким образом, чтобы процентное соотношение между любым доказанным требованием и суммой компенсации, фактически получаемой истцом было одинаковым для всех истцов.
Фонд может решить, что в исключительных случаях компенсация может быть выплачена, даже если собственник судна не создал Фонд ограничения
ответственности в соответствии с Конвенции об ответственности 1992 года.
Во всех вышеперечисленных случаях для того, чтобы получить компенсацию от Фонда к нему необходимо обратиться требованием о выплате компенсации или предъявить иск в суд.
В большинстве случаев претензии к Фонду решаются во внесудебном порядке. Директор Фонда имеет полномочия для урегулирования претензий и
выплаты компенсаций до определенной суммы. Для инцидентов, связанных с выплатой сумм свыше установленных размеров, директор должен получить одобрение со стороны соответствующих руководящих органов Фонда. Кроме того, директор при определённых обстоятельствах и в определённых пределах, может сделать предварительную выплату компенсации до выяснения всех обстоятельств происшествия, если это необходимо для смягчения чрезмерных финансовых трудностей пострадавших от загрязнения.
В соответствии с конвенцией Фонд обязан обеспечить получение всеми заявителями компенсации даже в случае, если общая сумма заявленных требований превышает общую сумму компенсации, предусмотренную в рамках гражданской ответственности и Конвенции о Фонде. Когда есть риск того, что такая ситуация возникнет, Фонд ограничивает компенсационные выплаты в процентах от убытков с тем, чтобы все заявители имели возможность получить компенсацию. В дальнейшем выплаты пострадавшим могут увеличиться за счет отклонения необоснованных требований.
Срок исковой давности и предъявление исков. Право на получение компенсации от Фонда имеют пострадавшие лица, предъявившие требование о компенсации или иск в течении трех лет со дня причинения ущерба. В случае возобновления срока исковой давности или прерывания его течения иск не
может быть предъявлен по истечении шести лет со дня, когда произошел инцидент, явившийся причиной ущерба.
Пострадавшими лицами, имеющими право на компенсацию могут быть физические лица, юридические лица (компании), государственные органы, органы местного самоуправления и другие.
Иски к Фонду о компенсации должны предъявляться только в суде, одного или нескольких государств-участниках Конвенции о фонде.
Когда иск о возмещении ущерба от загрязнения предъявлен к собственнику судна или его гаранту в суде, компетентном рассматривать дело, то такой суд обладает исключительной юрисдикцией и в отношении любого иска к Фонду о компенсации. Однако если иск о возмещении ущерба от загрязнения на основании Конвенции об ответственности 1992 года предъявлен в суде государства-участника Конвенции об ответственности 1992 года, но не Конвенции о Фонде, любой иск к Фонду может быть предъявлен по выбору истца или в суде государства, в котором находится штаб-квартира Фонда, или в любом суде государства-участника Конвенции о Фонде.
Фонд имеет право вступать в качестве стороны в любое дело, возбужденное в соответствии с Конвенции об ответственности 1992 года в компетентном
суде против собственника судна или его гаранта.
В случае предъявления иска о возмещении ущерба от загрязнения на основании Конвенции об ответственности 1992 года к собственнику судна или
его гаранту в компетентном суде, любая сторона в деле имеет право в соответствии с национальным законодательством данного государства уведомить Фонд о процессе. Если такое уведомление сделано с соблюдением формальностей, требуемых по закону страны суда, в котором иск предъявлен, и в такой срок и таким способом, что Фонд фактически может эффективно вступить в процесс, любое решение, вынесенное судом по такому делу, после того как оно станет окончательным и может быть приведено в исполнение в том государстве, где оно было вынесено, становится обязательным для Фонда в том смысле, что он не может оспаривать факты и заключения этого решения, даже если Фонд фактически не в вступил в процесс.
Фонд не связан какими-либо судебными или иными решениями, вынесенными в процессе, в котором он не был стороной, или любым урегулированием, участником которого он не являлся.
Вступившее в законную силу решение, вынесенное компетентным судом против Фонда признается и подлежит исполнению в каждом государстве-участнике Конвенции о Фонде.
В отношении любой суммы компенсации ущерба от загрязнения, выплаченной Фондом по решению суда, Фонд приобретает в порядке регресса или
суброгации те права в отношении собственника судна или его гаранта, которые принадлежали бы лицу, получившему такую компенсацию.
Формирование денежного фонда для выплат компенсаций. Денежный фонд для выплат компенсаций формируется за счет ежегодных взносов в
Фонд, которые уплачиваются любым лицом, получившим в течение календарного года в целом свыше 150.000 тонн облагаемой нефти, которая:
1) была перевезена морем в порт или на приемную установку, расположенные на территории данного государства, и была получена этим лицом в
таком порту или на такой приемной установке; и
2) была перевезена морем и выгружена в порту или на приемной установке в недоговаривающемся государстве, а затем была получена этим лицом на
какой-либо установке, находящейся на территории государства-участника конвенции о Фонде; при этом облагаемая нефть учитывается только при первом получении ее в государстве — участнике конвенции о Фонде после того, как она была выгружена в недоговаривающемся государстве.
Если количество облагаемой нефти, полученной на территории государства-участника конвенции о Фонде каким-либо лицом в течение календарного года, и количество облагаемой нефти, полученной в том же самом государстве-участнике конвенции о Фонде в том же году филиалом или другой подконтрольной организацией, в общей сложности превышают 150000 тонн, то такое лицо уплачивает взносы в отношении фактически полученного им количества нефти, несмотря на то, что это количество не превышает 150000 тонн.
Размер ежегодных взносов каждый год варьируется. Это связано с тем, что Фонду необходимо иметь всегда достаточные ликвидные средства. Общая сумма взносов, подлежащих уплате, определяется самим Фондом с учетом выплаченных компенсаций, текущих и вероятных судебных процессов и текущих расходов.
Однако общая сумма ежегодных взносов, уплачиваемых в отношении облагаемой нефти, полученной в одном государстве — участнике Конвенции о
Фонде в течение календарного года, не должна превышать 27,5% общей суммы ежегодных взносов в отношении этого календарного года.
Если общая сумма взносов, уплачиваемых плательщиками взносов в одном государстве — участнике Конвенции о Фонде в отношении данного календарного года, превысит 27,5% общих ежегодных взносов, взносы, уплачиваемые всеми плательщиками взносов в этом государстве, пропорционально уменьшаются, с тем чтобы общая сумма их взносов была равна 27,5% общих ежегодных взносов в Фонд в отношении этого года. Соответственно взносы, уплачиваемые лицами во всех других государствах, пропорционально увеличиваются, чтобы обеспечить соответствие общей суммы взносов, уплачиваемых всеми лицами, которые обязаны вносить взносы в Фонд в отношении соответствующего календарного года, общей сумме взносов, определённой Фондом.
Каждое государство-участник конвенции о Фонде должно обеспечить выполнение всех возникающих обязанностей по уплате в Фонд взносов за нефть,
полученную на территории этого государства, и должно принимать все соответствующие меры на основании своего законодательства, включая наложение таких санкций, какие оно сочтёт необходимыми для эффективного исполнения указанных обязанностей.
Если лицо, обязанное вносить взносы в Фонд, не выполняет своих обязанностей в отношении внесения любых таких взносов или какой-либо их части и
просрочило платеж, Фонда должен принять в отношении такого лица все соответствующие меры с целью взыскания причитающейся суммы. Однако если плательщик, не выполнивший своих обязанностей, является несомненно неплатежеспособным или иные обстоятельства служат ему оправданием, Фонд может решить не возбуждать или прекратить дело против такого плательщика.
В 2000 году был принят Протокол к Конвенции о Фонде 1992 года, вступивший в силу в 2001 году. Целью Протокола 2000 года было прекратить действие Конвенции о Фонде 1971 года. Согласно протоколу, Конвенция о Фонде 1971 года перестает быть действующей на дату, когда количество Договаривающихся государств станет меньше двадцати пяти. Это произошло 24 мая 2002 года, в связи с деносациями государств-участников Конвенции о Фонде 1971 года в пользу Конвенции о Фонде 1992 года.
В 2003 году в целях обеспечения получения лицами, потерпевшими ущерб от загрязнения нефтью, полной компенсации своих убытков или ущерба, учитывая, что максимальной компенсации, предоставляемой в соответствии с Конвенцией о Фонде, может оказаться недостаточно для удовлетворения всех требований о компенсации при некоторых обстоятельствах, на Международной конференции, проходившей в Лондоне, был принят Протокол 2003 г. к Конвенции о фонде 1992 года (далее – Протокол 2003 г.). Протокол вступил в силу в 2005 году.
В соответствии с Протоколом 2003 г. был создан «Международный дополнительный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 2003 года».
В соответствии со ст.4 (Дополнительная компенсация) Протокола 2003 г. Дополнительный фонд выплачивает компенсацию любому лицу, понесшему ущерб от загрязнения, если такое лицо не могло получить полную и достаточную компенсацию по доказанному требованию за такой ущерб на основании положений Конвенции о Фонде, поскольку общий ущерб превышает или имеется опасность того, что он превысит применимый предел компенсации, установленный в Конвенции о Фонде в отношении какого-либо одного инцидента. Общая сумма компенсации, выплачиваемой Дополнительным фондом на основании ст.4 Протокола 2003 г. в отношении какого-либо одного инцидента, ограничивается таким образом, чтобы совокупность этой суммы и суммы компенсации, фактически выплаченной на основании Конвенции об ответственности 1992 года и Конвенции о Фонде, в пределах сферы применения Протокола 2003 г., не превышала 750 миллионов расчетных единиц. Членство в Протоколе является добровольным и не является причиной выхода из Протокола 1992 года к Конвенции о Фонде.
Ежегодные взносы в Дополнительный Фонд должны уплачиваться любым лицом, которое в течение календарного года, получило общее количество нефти свыше 150.000 тонн. Тем не менее, для целей Протокола 2003 года, существуют минимальные совокупные поступления в 1.000.000 тонн облагаемой нефти, в каждом государстве-участнике Протокола.
Также как и в Фонд 1992 года взносы в Дополнительный фонд рассчитываются на основе сметы расходов (в том числе административные расходы и
платежи, которые должны быть произведены Фондом в результате претензий) и доходов (в том числе свободных средств в предыдущие годы, ежегодных
взносов и любых других доходов).
Таким образом образована третья ступень международно-правового режима компенсации за ущерб от загрязнения нефтью, перевозимой в качестве
груза. По состоянию на 2012 год участниками Протокола 2003 года о создании Международного дополнительного фонда являются 28 государств.
Украина в настоящее время является стороной только Конвенции об ответственности 1992 года и не может рассчитывать на компенсацию и дополнительную компенсацию за ущерб от загрязнения моря нефтью, кроме той компенсации, которую выплатит судовладелец или его страховщик. Присоединение Украины к Конвенции о Фонде даст возможность в случае причинения ущерба в результате разлива нефти получить более высокую компенсацию, чем ту, которую выплатит судовладелец или его страховщик. В финансовом отношении для государства присоединение к Конвенции о Фонде не обременительно, т. к. в соответствие с Конвенцией о Фонде отчисления в Фонд должны будут совершать получатели нефти, а не государство. Со своей стороны государство должно обеспечить контроль за объемами получаемой нефти компаниями и механизм воздействия на компании, которые нарушают порядок отчислений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кулистикова О.В. Некоторые вопросы имплементации положений международных договоров Российской Федерации в области защиты морской среды от загрязнения в правовой системе Российской Федерации // Морское право. – 2003. – № 3.
2. Приблизительно 202,5 миллиона американских долларов.
Автор: Л.И. Пашковская, к.ю.н., кафедра морского и таможенного права НУ «ОЮА»